Чем старше дети, тем лучше они оценивают функциональность окружения

Дети, достигшие семи лет, чаще опираются на логику, а не на предыдущий опыт, когда принимают решение. Они отвергают варианты, противоречащие физическим законам нашего мира.

Исследователи из Кембриджского университета провели эксперимент, чтобы понять, как дети учатся пользоваться незнакомыми инструментами. Их интересовало, будут ли дети ориентироваться на реальные причинно-следственные связи или же они будут повторять предыдущие действия, которые привели к нужному результату.

Познание механики, правил движения и взаимодействия материальных тел, крайне важно для когнитивного развития ребенка. Исходя из наблюдений и последствий своих действий, дети выстраивают идею – модель – того, какие инструменты подходят для определенной работы, а какие нет.

Доктор Люси Чик предлагает вообразить следующую ситуацию: “Предположим кто-то впервые видит молоток. Перед ним два молотка: обычный и надувной. По идее обычный молоток может забить гвоздь, а надувной будет отскакивать без всякой пользы. Но что если человек промахнется обычным молотком по гвоздю, а надувным – просто вдавит гвоздь в заранее просверленное отверстие? Какой инструмент после этого он выберет? Все зависит от того, какую информацию мы получаем, основываясь на предыдущем опыте”.

По словам доктора Чик, человек, ориентированный на результат, решит, что надувной молоток лучше. Если человек ориентирован на понимание функциональности предметов, то он обратит внимание на то, что обычный молоток обладает большей ударной силой, хотя это не сработало в предыдущем эксперименте, и предпочтет взять его.

Доктор Чик и ее коллеги опубликовали в журнале PLOS ONE исследование, в котором на практике попытались ответить на этот вопрос. В качестве испытуемых выступили дети 4-11 лет. Им предложили обыграть сюжет басни Эзопа “Ворона и кувшин”. В этом произведении, ворона не могла дотянуться до воды в сосуде, и тогда она стала бросать туда камни, чтобы поднять уровень жидкости.

Дети также должны были найти способ поднять уровень воды в баке. Для этого у них были функциональные и нефункциональные (с положительной плавучестью) инструменты. Последние не тонули и, соответственно, не влияли на уровень воды. При этом часть контейнеров не соответствовала реальным физическим условиям нашего мира. В одном случае вода в баке сливалась, и функциональные инструменты оказывались бесполезны. В другом случае бак пополнялся водой автоматически, так что даже использование нефункциональных инструментов приводило к требуемому результату.

Ельза Луассель, соавтор исследования, рассказала, что было дальше: “Ребенок еще не знает точных законов механики, чтобы априори понимать принцип работы тех или иных инструментов. Мы ожидали, что дети постарше, с более развитым когнитивным мышлением, будут опираться на логику, в то время как младшие дети будут принимать решения, учитывая какие действия приводили к успеху в прошлом. Однако оказалось, что предыдущие результаты гораздо слабее влияли даже на маленьких детей. А суждение о функциональности инструмента становилось доминантой мышления примерно к семи годам. То есть, к семи годам ребенок уже способен адекватно воспринимать физические законы этого мира, даже если эта информация противоречит их прошлому опыту”.

Богоцкой Олег

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *