Фармкомпании активно лоббируют свои интересы через гранты и тренинги

Большинство медицинских исследований публикуют неполную или в корне ошибочную информацию. К спонсорскому участию крупных фармацевтических компаний в клинических испытаниях и программах повышения квалификации также следует относиться со здоровым скептицизмом.

Стивен Лидер, почетный профессор общественного здравоохранения и медицины из Сиднейского Университета, предлагает рассмотреть предвзятость компаний, участвующих в научных исследованиях. А также задуматься о целях многочисленных учебных программ, которые фармпроизводители организуют (и оплачивают) для врачей.

Качество исследований оставляет желать лучшего. Например “Кокрейн” (Cochrane – международная некоммерческая организация, изучающая эффективность медицинских технологий), сотрудничая с 53 обзорными группами и с 30 000 респондентами-добровольцами, цензурирует исследования, отсеивая нежелательную информацию. Недавно Ричард Хортон, редактор медицинского журнала The Lancet, и Джон Иоаннидис, известный эпидемиолог, заявили, что половина всех опубликованных исследований ошибочна. Хортон объясняет это так: “В погоне за захватывающими результатами ученые слишком часто подгоняют факты под свои теории”.

Ричард Харрис, актер и писатель, в своей книге отмечает, что США ежегодно тратят $30 млрд на биомедицинские исследования. Ученые в спешке откликаются халтурой с небрежной статистикой, неверными методами и плохим исполнением. Дошло до того, что было опубликовано 900 исследований о клетке, которая считалась клеткой рака молочной железы. Вот только на самом деле она ей не являлась.

Издатели неохотно публикуют негативные результаты. Им по душе позитивные исследования, которые привлекают внимание СМИ и зрителей, чье цитирование повышает статус журнала. Эрик Тернер со своими коллегами написал об этом статью. В ней сообщалось, что американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) опубликовало 37 из 38 исследований об удачном клиническом испытании нового антидепрессанта. При этом из 36 негативных отзывов только три работы вышли в свет без купюр, 22 не были опубликованы, а еще 11 поданы так, что подразумевали успешный исход.

Также был проведен опрос о степени доверия к клиническим испытаниям. Авторы исследования опросили обычных респондентов и врачей общей практики. Обе группы с недоверием отнеслись к результатам клинических испытаний. При этом врачи выразили наибольший скепсис из всех.

Кроме того, фармацевтические компании регулярно проводят тренинги для повышения квалификации докторов. Сами их организуют, сами же и оплачивают, а врачи, участвовавшие в программе, получают красивый, конкурентоспособный диплом и запись в резюме. В Австралии сумма затрат на гранты фармпроизводителей и программы повышения квалификации составила $1633 на доктора. Говорят, это реально влияет на их мнение, когда они выписывают рецептурные препараты.

Эксперты считают, что такая ситуация сложилась из-за царящей конкурентной гонки в отрасли. Чтобы не потерять престижное и высоко оплачиваемое место западные доктора вынуждены постоянно улучшать свое резюме. Делается это, в основном, тремя способами: участием в тренингах, выступлением на конференциях и публикацией научных работ в журналах. Со всем этим могут помочь фармацевтические компании – разумеется, услугу придется отработать. В то же время научные исследования стали своеобразной валютой в научном мире, а потому обесценились. Если бы от публикаций не зависело столько всего, возможно, ученые стали бы более вдумчиво и кропотливо относиться к своей работе.

Если вы думаете, что эта проблема актуальна лишь для Запада, то приведем простой пример. В Приангарье врачи направляли пациентов за лекарствами в аптечную сеть “Фармэконом”. При этом они выписывали рецепты на каких-то левых бланках, на которых зато присутствовала метка, позволявшая “Фармэконому” определить, кто из врачей направил к ним покупателя. Минздраву удалось замять скандал и оправдать действия медперсонала, но суть от этого не меняется.

 

Богоцкой Олег

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *