Недружелюбный рынок антидотов от змеиных укусов

Как сообщает ВОЗ, змеи кусают людей около 5.4 млн раз за год. Примерно в 1.8-2.7 млн случаев укус оказывается ядовитым. Из-за змей в течение года умирают от 81.410 до 137.880 человек. Количество ампутаций и других тяжелых последствий для здоровья – втрое больше. Как на эту ситуацию влияют производители антидотов?

На каждый змеиный яд найдется свой антидот, сводящий ущерб от укуса к минимуму. В случае, если речь идет о сильном яде, то других вариантов, гарантирующих полноценное восстановление пациента, просто нет.

Производители антидотов оказались в сложной ситуации. С одной стороны, производство противоядий – дорогостоящее занятие. Яд извлекается из конкретного вида змей, вводится в малых дозах овцам или лошадям, после чего из их крови выделяют антитела, действующие против яда. Один из перспективных подходов заключается в том, чтобы делать генетически модифицированные рекомбинантные антидоты, способные нейтрализовать определенные протеины и токсины в змеином яде. При этом даже самые смелые прогнозы утверждают, что в ближайшие десять лет человечеству не удастся разработать универсальный антидот, работающий против любых змеиных укусов.

С другой стороны, от змеиных укусов в большей степени страдают развивающиеся, бедные страны. Половина смертей из-за нехватки антидотов приходится на Индию, одна треть – на Африку. Частным компаниям сложно производить, распространять и хранить противоядия там, где в них больше всего нуждаются. Это связано не только с экономическими причинами. В развивающихся странах рынок заполнен дешевыми антидотами, неизвестного происхождения, чья эффективность не доказана никакими клиническими исследованиями. Вреда от такого лекарства может быть столько же, сколько от укуса. Однако эти контрафактные препараты вытесняют с рынка продукцию официальных производителей. Кроме того, врачи в этих регионах часто некомпетентны, либо используют неполную дозу препарата, желая сэкономить ресурсы.

Сам по себе рынок антидотов от змеиных укусов не очень привлекателен для большой фармы. В 2016 емкость рынка составляла всего 1.7$ млрд. Например, в 2010 году компания Sanofi Pasteur прекратила выпуск антидота FAVAfrique, подходящего для лечения укусов многих африканских змей, по причине низкой рентабельности. В 2016 году иссяк срок годности всех этих препаратов, что негативно сказалось на деятельности “Врачей без границ” в Африке. Некоторые эксперты считают, что снятие антидотов с производственных линий крупных компаний скоро обернется глобальным кризисом, который особенно сильно ударит по странам третьего мира.

 

Богоцкой Олег

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *