Celgene и AbbVie – самые грандиозные провалы года

Разработка новых лекарств – дорогостоящее и рискованное дело. В 2007 году вывод нового препарата на рынок стоил порядка $3,9 млрд. Теперь цена выросла до $5,5 млрд. В этих условиях первая же ошибка фармацевтической компании может стать и последней.

Для большой фармы всегда болезненны ситуации, когда перспективное лекарство проваливается на поздних стадиях тестирования или подвергается ограничениям со стороны регулятора. Конечно, такие неприятности случались раньше и будут повторяться впредь. Так что инвесторам следует понимать, какие последствия могут иметь подобные провалы на кратко- и долгосрочной перспективе.

Давайте для примера рассмотрим на кейсы AbbVie (NYSE:ABBV) и Celgene Corporation (NASDAQ:CELG), которые совершили две самых дорогостоящих ошибки в этом году, и подумаем, обязательно ли инвесторам впадать в панику в подобной ситуации.

1. Кейс AbbVie

В июне 2016 AbbVie выделила $5.8 млрд на приобретение компании Stemcentrx ради того, чтобы получить доступ к ее революционной антираковой клеточной терапии Rova-T (rovalpituzumab tesirine) и стать лидирующим игроком на рынке лечения рака легких. Аналитики восторженно оценивали новое средство. По мнению EvaluateGroup, к 2023 году это лекарство приносило бы компании $8.3 млрд в год и могло войти в топ-5 самых продаваемых фармацевтических продуктов.

Через два года ситуация кардинально изменилась. В марте клинические исследования выявили, что эффективность Rova-T низка, а также имеется ряд негативных побочных эффектов. Препарат из сияющей звезды превратился в пыль. И те же EvaluateGroup переоценили перспективы препарата всего в $193 миллиона к 2024. Это потрясающее падение на 98%.

Как это отразилось на самой AbbVie? С января 2017 года вплоть до объявления результатов исследований рост акций компаний составил 80%, что довольно примечательно. Однако после того, как выяснилась незавидная судьба Rova-T, акции просели всего на 7%. Это еще не конец света, но подобного роста AbbVie уже не ждет.

2. Кейс Celgene’s 

Около трех лет назад Celgene приобрела компанию Receptos за $7.2 млрд ради их иммуномодулирующего препарата под названием озанимод (ozanimod). На тот момент лекарство уже проходило испытание на людях. Ожидалось, что оно станет панацеей от рассеянного склероза и язвенного колита. В пресс-релизе Celgene заявлялось, что продажи озанимода составят $4-6 млрд. Это дорогостоящее приобретение должно было стать заменой устаревающего флагманского продукта Celgene – ревлимида.

Однако дальше все пошло не по плану. Несмотря на то, что препарат действительно обладал большим потенциалом, американское агентство FDA заявило о недостаточности доклинических и клинических исследований и отложило вывод озанимода на рынок до конца 2019 года. В чем проблема? Аналитики считают, что этого времени как раз хватит конкурентам, чтобы создать аналогичные продукты. Из-за этого прогнозы реализации препарата ухудшились на 56%. В результате Celgene пострадала гораздо сильнее AbbVie: ее акции упали на 25%.

Как они справятся?

Разумеется, инвесторы не слишком довольны произошедшим. Однако следует помнить, что AbbVie и Celgene обладают большим ассортиментом лекарственных средств в разработке. Как сообщают эксперты, у них второе и третье место соответственно по данному показателю во всей биофарме. И это неудивительно на фоне агрессивной экспансии на рынке лекарственных разработок, которую эти компании вели за счет слияний и поглощений. Перед глазами пример других компаний, таких как GlaxoSmithKline и Sanofi, которые полагались на слишком малое число экспериментальных разработок и оказались куда менее устойчивы в кризисной ситуации. Поэтому инвесторам всегда необходимо иметь в виду, сколько запасных вариантов остается в активе той или иной компании.

 

Богоцкой Олег

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *