IT-компании борются за доступ к персональным данным пациентов

Крупнейшие IT-компании по-своему видят будущее медицины. В их планах создание искусственного интеллекта, способного консультировать пациентов и назначать верное лечение, опираясь на тысячи аналогичных случаев, уже встречавшихся во врачебной практике. Вот только эти истории болезни надо где-то достать.

IT-системы, над которыми работают гиганты, вроде Google и IBM, не могут читать справочники, журналы и ездить на симпозиумы. Им нужны реальные и подробные примеры из жизни, чтобы уловить малейшие нюансы в диагностике. По сути, ИИ хорош настолько, насколько хороша его база данных. Проблема в том, что в большинстве стран персональные данные пациентов являются закрытой информацией. Например, в США действует один из самых строгих законов – об учете и безопасности медицинского страхования (HIPAA). Поэтому разработчикам приходится искать данные где-то еще.

Так, Google заключил партнерский договор с госпиталями при Чикагском и Стэнфордском университетах, что позволило ему за годы сотрудничества собрать сведения о примерно 210 млн пациентов (46 млрд обращений за 11 лет). А в прошлом году Google обещал заплатить $100 млн 10,000 волонтерам-американцам за полный доступ к их анамнезам. IBM предпочитает сразу покупать частные медицинские компании только ради того, чтобы получить собранную ими информацию о пациентах. По скромным подсчетам, таким образом им удалось получить данные о 300 млн человек. Такой подход обусловлен тем, что в США нет единой базы данных для всех пациентов. Каждая клиника ведет собственные приватные записи и не вправе передавать их кому-либо.

В Канаде, где медицина более социально ориентирована, и лечение оплачивает государство, такая база существует и содержит просто огромное количество информации. В конце концов, чиновники хотят знать, что и кому они оплачивают. И теперь в Онтарио решили найти способ монетизировать эти сведения. Чиновники совместно с исследовательским хабом MaRS (MaRS Discovery District – инновационный кластер, что-то вроде нашего Сколково, но работает) планируют создать платформу для мобильных устройств и сторонних исследований, которая предоставляет анонимные истории болезни по определенному запросу. Ожидается, что заинтересованные корпорации могут заплатить определенную сумму и получить доступ к нужным случаям. Допустим, к данным обо всех пациентах с болезнью Альцгеймера за последние 40 лет.

MaRS сообщает, что заявку на получение данных уже сделали более 100 компаний, но их названия не раскрываются. Всего в Онтарио проживают 14 млн жителей, что может обеспечить потенциальных покупателей обширным массивом информации. В то же время MaRS заявил, что доступ к особо чувствительным для огласки заболеваниям получат только другие врачи для использования в практике. Тем не менее, часть экспертного сообщества уже выступила против этой инициативы, опасаясь, что в итоге эти данные будут использованы в маркетинговых исследованиях.

Богоцкой Олег

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *